Битломания в СССР
Часть 2
Мои мысли
Сначала появились The Beatles(они были первыми во всём мире, даже в СССР). Потом у людей настолько укрепилось в сознании, что вся рокерская музыка - это битлы, что для них стали битлами все, кто играл подобную музыку и одевался также. Например, выступает в местном клубе какая-нибудь местная же группа, исполняющая битловскую или подобную музыку. У кого-нибудь спросишь кто выступает, они тебе говорят:"Битлы, кто ж ещё!" . Или спросишь у кого-нибудь постарше:"Ты кого слушал в молодости?". "Битлов" - ответят тебе. Ты начинаешь радоваться, продолжаешь разговор, пытаешься выяснить какой альбом, какая песня больше нравится этому человеку. Потом оказывается, что он слушал не The Beatles, а какую-нибудь другую группу. Просто они все, с лёгкой руки народа, назывались битлами. А поклонники многих групп, которые даже может и не слышали The Beatles(что маловероятно) битломанами. Вот так вот понятие "битлы" стало нарицательным в Советском Союзе.
Это слово - "битломания" стало символом протеста против произвола власти, которая полностью ограничивала личную жизнь граждан. Протестом с помощью музыки. Запретный плод сладок вдвойне, так и в этом случае. Стоит честно признаться, что многие слушали битлов только потому что они были запрещены, и за это людям могло грозить наказание. То есть я в советское время мог бы выполнить сразу две задачи:
- Слушал бы любимую музыку, получал бы удовольствие, что делаю и сейчас.
- Навязал бы борьбу государству. Боролся бы за свободу, за счастье людей.
Кстати, кто-то может и посмеётся - какая борьба через музыку? Но на самом деле эта борьба была, и была одержана победа. Сейчас каждый слушает то что хочет. И это хорошо!
Истории битломанов
Здесь будут не только истории тех кто слушал непосредственно The Beatles, но ещё и тех кто слушал Rolling Stones, Led Zeppelin и т.д. Потому что у любителей этих групп была общая с битломанами беда. Да и в большинстве своём почитатели творчества этих групп очень любят The Beatles.
А мое увлечение музыкой началось в году 1969, с появлением в нашей семье бытового советского магнитофона «Астра-2». Мне кажется, что в то время в нашей стране, обычный магнитофон стал не просто звукозаписывающим устройством, а качественной ступенью к личной свободе человека. Ведь он позволял записывать не то, что передают официальные средства массовой информации, а то, что хочет сам человек, слушать то, что он сам хочет и когда хочет, а главное – бесконечно и бесконтрольно копировать и тиражировать все это.Я думаю, что именно появление простого бытового магнитофона во многом ускорило перестроечные процессы в CCCP и, в первую очередь, перестройку сознания людей.Ну, а с появлением магнитофона встал вопрос, а что собственно записывать? Следует заметить, что в то время музыкальное вещание в нашей стране сводилось в общей сложности к 2-3 часам в неделю официальной советской эстрады и случайно просочившимся среди них 2-3 номерам зарубежных исполнителей, как правило, из социалистических стран. Поэтому первые мои записи, сделанные на магнитофоне, состояли, в основном, как раз из такого музыкального материала. Но помимо, радио и телевидения главным источником звукозаписи стали для меня магнитофонные записи моих друзей и знакомых, где я впервые услышал какую-то другую, доселе мне неизвестную и официально не передававшуюся музыку. В то время мне было 14 лет, и мои вкусы и предпочтения еще не сформировались, их еще не успела испортить и официальная пропаганда, поэтому, наверное, эта странная и непонятная мне музыка так заинтересовала меня поначалу.С этими записями я открыл для себя и странные названия этих групп и исполнителей: BEATLES, MONKEES, HOLLIS, KINKS, TREMELOES и ROLLING STONES, в общем – все, что кончалось на «-с». Мне даже стало казаться, что названия всех западных групп обязательно должны заканчиваться именно так и никак иначе. А главное, чем больше я слушал эту музыку, тем больше она мне нравилась и, тем больше я не понимал, почему же ее не передают по радио и телевидению.
У меня был (т.е. он и сейчас есть) старший брат, который был стилягой и любил модные рокенролы. Домой приходили его друзья в коках и ботинках на микропоре. С ними их подружки в юбочках солнце-клёш. Устраивались вечеринки под радиолу ВЭФ-Аккорд на которой сипели рёбра. Мне доверялось присутствовать и менять эти рентгены. Это было счастье! Так же вместе с брательником слушались вражьи голоса. Затем, когда я стал постарше мы переехали по месту службы отца в ГДР. Это было уже раздолье! По телеку субботние Бит-клабы. Пластинки Битлз в магазинах!!! В 69-м году вернулся в Союз. А здесь, В Риге, все мои друзья полностью помешаны на правильной музыке (я побаивался, что буду одинок). Два первых винила, которые я приобрёл это Led Zeppelin-I и King Crimson "In The Court..." За оба выложил 100 руб.!!! Сумасшедшие деньги! Проигрыватель к тому времени уже был "Ригонда". К ней приставка "Нота". Правда в Риге достать винил или записАть что-либо особой проблемы не было - моряки, многие получали боксы из-за бугра. Магнитофонные записи ценились только первой руки.Много было своих групп. Дримерсы, Варавиксне, Катедрале, Нэчёрэл продакт, Мэлоди Мэйкерс, Ригонда - да все сейчас не упомню. В основном они каверили западные песни. Потом, где-то в году 75-м был мощный скандал с московской комсомольской комиссией и это дело прочно и надого прикрыли. Музыканты - кто расселся по кабакам, кто свалил куда подальше.
Если же говорить, о том, откуда у советских граждан в то время появлялись западные пластинки и кто их привозил в СССР, то, прежде всего, это были дипломатические работники, торговые представители, артисты, спортсмены и другие люди, имеющие возможность выезжать в зарубежные командировки. Следует заметить, что большинство этих людей не были ни меломанами, ни филофонистами – просто в то время было такое магическое понятие «дефицит», к которому, безусловно, относились и западные пластинки. Иметь фирменный диск было тогда очень престижно. Да и стоимость таких дисков по тем временам доходила до совершенно фантастических по тем временам сумм - до трети среднего месячного заработка! Такую роскошь могли себе позволить лишь немногие.Но, несмотря на такую заоблачную цену, многие молодые люди из хорошо обеспеченных семей, имеющих подобные пластинки, нарочито пренебрежительно относились к ним – они спокойно могли ставить чашку с кофе или просто стряхивать пепел с сигареты на это «виниловое сокровище». Кроме того, они, как правило, совершенно спокойно (и бесплатно!) давали переписать эти пластинки своим друзьям, а те в свою очередь – своим. Так, эти диски месяцами ходили по рукам и возвращались (если, конечно, вообще возвращались) к своим законным владельцам в таком виде, что теряли уже 2/3 своей первоначальной стоимости. Но то-то и оно, что стоимость пластинок абсолютно не волновала таких людей. Главное – было создать имидж рубахи-парня, человека презирающего материальные ценности социалистического общества и завоевать уважение к себе со стороны окружающих, лишенных возможности их иметь. Но парадоксальность ситуации состояла еще и в том, что именно эти люди, зачастую сами того не ведая, явились проводниками западной рок-музыки и информации о ней в советской молодежной среде. С помощью именно этих людей наша молодежь узнавала о музыкальных новинках и тех процессах, которые происходили в западной молодежной культуре и музыке.Именно так эти пластинки попадали к тем людям, которые не имели возможности ни выезжать заграницу, ни купить их себе лично и которым оставалось только записать их себе на магнитофоны. Но и эта возможность, сделать себе первую копию с диска, считалась в то время большой удачей. Большинство же советских людей в то время довольствовалось 2-й, 3-й, а то и 4-й копиями с диска.
Поначалу о дисках я мог только мечтать - денег катастрофически не хватало. Но за студенческие годы я освоил такое дело, как стройотряды (кто помнит), и заработанные там за леты деньги постепенно превратились в магнитофон и проигрыватель ("вертак", каак тогда называли). Характерно, что не только владение дисками позволяло за счет обмена ("ченджа") расширять свой дисковый горизонт, но и на аппаратуру тоже несли диски. И если я кому-то писал на своей аппаратуре копию, то, естественно, писал ее и себе. Катушки с этими записями живы у меня то сих пор.А первым купленным диском были "Pictures at the Exhibition" by Emerson, Lake & Palmer, на основе музыки М.Мусоргского. Потом была масса обменов, пока нас с приятелем не "обули" какие-то проходимцы, так что он потерял канадское издание "Jesus Christ Superstar", а я - двойной битловский "Белый альбом". Так как время стройотрядов закончилось, то свободных денег уже не оставалось, и я с "ченджем" закончил. На руках у меня оставался "Brain Salad Surgery" тех же ELP.Приятель, через которого шел обмен, чувствовал себя виноватым, и через несколькло лет неожиданно нашел меня, чтобы вернуть долг (восхититесь немыслимой по сегодняшнему дню честностью!). Так я стал обладателем сборника Beatles "1967-1970", а взамен, естественно, отдал свой ELP.Тот приятель пропал из виду, я думаю, что живет он вне пределов СНГ. Но чем черт не шутит - если он заходит на наш сайт и прочтет мои воспоминания, он себя узнает - пусть откликнется.
Не помню, кто был режиссером передачи "Запишите на ваш магнитофон", но она довольно быстро, и я бы сказал, нахально, эволюционировала. Если началась она в основном эстрадой и попсой, довольно безобидными "Кристи" ("Yellow River") и "CCR" ("Have You ever Seen the Rain"), то под конец ее существования в ней уже звучали Rolling Stones ("Wild Horses"). Последним ее писком стала "Starway to Heaven" Led Zeppelin, после чего передачу закрыли - такого в те годы не позволяли...
На первых порах я слушал (а также записывал на магнитофон) "Спидолу" с переделанным частотным диапазоном. Благодаря этому я почти не знал проблем с глушением: как только начинали глушить «Голос Америки» на 41 м или «Немецкую Волну» на 25 м, я тут же переключался на BBC World Service на 19 м или Deutsche Welle на индонезийском (!) языке на 16 м. В школе я дружил с парнем, у которого отец был американец. Уже в студенческие годы он стал получать из Штатов посылки с пластинками, но откуда в школьные годы он доставал свежие записи Searchers, Beatles, Rolling Stones, Swinging Blue Jeans, Roy Orbison и др. – для меня до сих пор загадка. Но, так или иначе, мы с приятелями регулярно с ним встречались и переписывали с его «Кометы» на свои магнитофоны, у кого чего было, все его новинки.
Зато когда я стал студентом МГИМО, ко мне потекли рекой уже сами пластинки, только успевай покупать пленку. Расплачивался я за них американскими сигаретами, которые доставал мне отец, по три пачки за диск. И хотя это стоило относительно недорого (рубль за пачку в спецбуфете), денег на все не хватало (учился я не на одни пятерки, и поэтому «стипендию» мне выдавал не деканат, а родители, и я ее всю тратил не гулянки и водку, а на музыку), и я стал прибегать к определенным хитростям: заполучив ту или иную пластинку, я тут же ее пускал в оборот - предлагал другому знакомому меломану, а то и двум по очереди и получал с каждого что-то в обмен. Таких контактов было у меня десятка полтора, поэтому новые пластинки получал ежедневно. А тут еще выручил случай: познакомился с человеком, работавшим на Байконуре и периодически приезжавшим в Москву. Договорились, что он мне целыми сумками будет привозить с космодрома использованную магнитную ленту, а я на половине из общего количества - записывать ему музыку с приходящих пластинок. Единственной проблемой была подчас неровная по ширине нарезка пленки, которая застревала в магнитофоне. Обидно теперь, что весь этот поток пластинок записывался с очень низким техническим качеством. Вдвойне жаль, что многие из тех пластинок, теперь уже раритетных, мне не удалось достать заново до сих пор, т.е. они ушли навсегда, поскольку на CD в дальнейшем не переиздавались.
Я тоже выписывал "Ровесник" и чехословацкую "Melodie", а также покупаемые отцом французский "Les garcons et les filles", "Америку" и "Англию", где тоже подчас появлялись статьи и фотографии западных певцов и групп. Фотографии я вырезал и вешал в своей комнате на стены, и скоро на них уже стало не хватать места.
Хочу еще подчеркнуть, что нигде и никогда ни меня, ни моих друзей никто за увлечение рок-музыкой не преследовал - ни власти, ни комсомол. На студенческих вечерах мы совершенно открыто танцевали под забористый рок Monkees, Dave Clark Five, Cream, Rolling Stones в исполнении таких известных в то время групп, как «Тараканы» (поляки), «Миражи (наши). Ни спекуляцией пластинками, ни фарцовкой мы не занимались и никогда не имели проблем с законом. Поэтому воспоминания о той поре 40-летней давности у меня сохранились самые светлые.
Бонус
И конечно же бонус для вас, мои дорогие читатели. Даже три бонуса, может не очень стоящие, но кому-то, думаю будет очень интересно.
- Западная Рок Музыка в СССР. Как это было. - тема на Битлз. ру, которая ведётся с 2004 года, оттуда я и взял истории битломанов. Там в теме 800 страниц, и очень много историй. Если вам эта тема интересна, то пожалуйста, читайте на здоровье.
- Back In USSR(по волнам нашей памяти). - Для книголюбов. Целая книга, посвящённая битломании в СССР. Советую почитать.
- Статья "Падение", в которой описывается "деятельность несовместимая со званием советского студента". Деятельность эта - увлечение хорошей музыкой(например The Beatles).
Щёлкни, чтобы увеличить |
Вместо заключения
Мне уже начали приходить истории от битломанов, но пока очень мало. Поэтому выход следующей статьи на эту тему уже полностью в ваших руках. Спрашивайте родителей, знакомых, а их истории присылайте мне на почту presedent94@gmail.com.
Спасибо вам за то что прочитали. Прокомментируйте, выразите отношение к этой статье, понравилось или нет? Выразите своё отношение к битломании в СССР.
Похожие статьи блога:Интересные видео связанные с Битлз Часть 1
Джон Леннон продолжает быть популярным среди молодых людей
Битлз и футбол
The Beatles выступят в полном составе в Лос-Анджелесе
Джон Леннон в молодости был лётчиком